Девушка, проработавшая гувернанткой на Рублевке в домах успешных людей, поведала историю. Только чтобы ее не узнали, она договорилась об анонимности, поэтому мы дали ей имя Анна. Она выучилась на преподавателя французского языка и может разговаривать на английском. У нее есть опыт работы за рубежом.
Только вакансию бебиситтера, она еще никогда не занимала и не собиралась занимать. Она спокойно работала с детьми богатых родителей и в один день к ней приходит плохая весть от родных. Девушка потеряла своего брата. Ей нужно было приехать домой в Хабаровск к похоронам своего брата.
Хозяева соглашаются отпустить ее в оплачиваемый двухнедельный отпуск, но только при условии, что она срочно найдет себе замену на это время. У меня как раз были каникулы в Москве, поэтому я согласилась заменить няню на короткий срок.
Родители девочек даже обрадовались, так как я за дополнительную плату пообещала подтянуть их по английскому и французскому. И вот я с небольшим чемоданом стою на пороге трехэтажного красного дома…
Они знают все о деньгах
С первого взгляда все показалось таким, как я ожидала: красивый дом с садом и бассейном, дружная крепкая семья. Девочки, правда, друг с другом не очень ладили – младшая задевала старшую, порой доходило до драки. Но в целом – воспитанные молодые леди, родителей любят, по вечерам их ждут, с радостью бегут встречать. Но через несколько дней стали происходить неприятные вещи.
Первое, что меня покоробило: дети в 7 и 4 года точно знают, что сколько стоит. Старшая девочка однажды открыла свой шкаф с платьями и начала подробно рассказывать, от какого дизайнера та или иная вещь, и называть суммы, обязательно уточняя, за доллары или евро она куплена и – в какой стране.
Для нее это было почему-то важно.
Вспоминаю себя в детстве: мне хотелось просто красное платье. Неважно, из детского мира или палатки на рынке, главное – красное и с большим бантом.
О коллекциях из Милана или Парижа я не подозревала. Впрочем, я быстро нашла оправдание такому поведению ребенка: наверное, девочек с детства приучают ценить деньги, а значит, и труд родителей, которые их зарабатывают. Но вечером случилась еще более некрасивая история с деньгами…
Родители часто возвращались домой с маленькими подарками – заколка, новый пенал, красивые колготки, на этот раз – кошелек. На новом кошельке не было бирки и каких-либо опознавательных знаков какого-нибудь известного бренда.
Девочка стала выпытывать у матери, в каком именно магазине и за какую сумму она купила этот кошелек. Не в том ли торговом центре, где покупались продукты к ужину? Если так, то он ей, конечно, не нужен! По лицу мамы было видно, что девочка угадала, но она соврала:
«Нет, что ты! Это тебе тетя Лена привезла из Италии. Ручная работа местного мастера, поэтому не указан бренд». Девочка поверила и пошла с гордостью показывать мне этот чудо-кошелек ручной работы из самой Италии.
В конце монолога она с презрением посмотрела на сестру и сказала: «А она в вещах не разбирается и носит что попало, как все». Сестра попробовала это опровергнуть, но безуспешно, а потому расплакалась и набросилась на старшую с кулаками. Мама разняла девочек, пообещав купить завтра каждой подарок. Вроде бы обычная история детского хвастовства. Но повод какой-то, согласитесь, не детский.
Вместо просьб — шантаж
К концу недели, когда эффект новизны прошел, и к новой няне, то есть ко мне, привыкли, подопечные наотрез отказались выполнять все мои просьбы. Вовремя встать с постели, умыться, сделать зарядку, позавтракать, заняться английским – все это встречало тихий протест. Истерик не было, но девочки делали, что им на ум придет, а когда я напоминала про расписание, которое родители просили соблюдать, они начинали нехотя шевелиться – нарочито медленно, всем видом показывая, что делают мне одолжение.
Я позвонила их постоянной няне и спросила, что мне делать. Все дети, которым я преподавала, в том числе за границей, так себя никогда не вели. Няня не удивилась и дала следующий совет: «А ты скажи, что если не будут слушаться, ты не разрешишь им после уроков смотреть мультфильмы. Если же все быстро сделают, то дашь поиграть в видеоигры или споешь с ними караоке». Петь никакого желания не было, но и другого выхода я не знала.
Метод сработал!
С того дня наши отношения превратились в торги с элементами сладких посул и шантажа. «Если ты не оденешься за 5 минут, я уйду гулять без тебя, и мама будет недовольна», «Если ты не выучишь слова по английскому, то никаких мультиков на три дня», «Если уберешь игрушки до прихода родителей, я разрешу тебе поиграть на приставке».
Мне самой было тошно от таких разговоров, и я считала себя плохой няней, ведь хорошая наверняка сумела бы завлечь детей чем-то интересным, превратить все в веселую игру, да и просто понравиться им настолько, чтобы они выполняли просьбы из любви, а не по принуждению.
Совесть стала мучить меня гораздо меньше, когда я увидела, что точно таким же образом происходит общение и с родителями. Просьбы мамы выполнялись после обещаний «завтра принести подарок» или «сделать сюрприз». Если и это не помогало, в ход шли угрозы позвать папу, которого все боялись. Может, дело тут не в Рублевке, а в том, что все дети – маленькие манипуляторы. Но опять же – вспоминая свое детство, я выполняла просьбы мамы, просто потому что она – моя мама.
Главное — выйти замуж
Однажды у нас на обед была рыба. Младшая наотрез отказывалась ее есть и тогда старшая решила мне помочь с уговорами: «Кушай эту рыбу, она очень дорогая и полезная». На что сестра безапелляционно заявила:
«Сама ее ешь! Будешь толстая, никому не нужная, и тебе придется работать. А я выйду замуж за миллионера». Я от таких заявлений чуть не упала со стула и спросила: «А что, работают только те, кто никому не нужен? Вот твои мама и папа тоже работают. Они нужны друг другу и вам».
Девочки переглянулись и ответили что-то вроде: «У родителей работа интересная. Их все знают и любят, дарят им подарки». Но я не унималась: «Что если миллионер будет некрасивым и старым? Тоже замуж за него пойдешь?» И 4-летний ребенок с уверенностью мне ответил: «Если будет некрасивый, то сделает себе операцию. Вот мама сделала, и теперь красивая». На этом разговоры «за жизнь» я решила прекратить и сфокусироваться на своей прямой обязанности – преподавать английский.
Девочкам очень нравились мои рассказы про Англию, они там были несколько раз, но не в тех местах, где бывала я… Языковая школа и походы по магазинам, два раза – в оперу. Я же рассказывала про то, как кормила уток в парке и познакомилась с местным мастером, который был кукольником в пятом поколении. Он шил прекрасные наряды своими руками и украшал их настоящим жемчугом.
А однажды девочки забежали ко мне пожелать спокойной ночи и увидели, что я смотрю английский сериал. Им очень понравилось, так как главными героинями в нем тоже были сестры, только не две, а три. Наутро они заявили маме, что им нужна еще одна сестра, чтобы как в сериале.
Мой рассказ не для того, чтобы осудить семью или сказать, что все богатые люди воспитывают в детях неверные ценности. Просто у меня сложилось впечатление, что разные люди живут в разных мирах. А какой мир создаете для своих детей вы? Что в нем важно, красиво и ценно?