Всеобщая компьютеризация приводит нас к тому, что мы теряем навыки чистописания. Мы постоянно работаем на компьютерах, составляем документы в приложениях. Для этого нам приходиться всего лишь наживать на кнопки. Даже чтобы записать чей-нибудь телефонный номер, нам не нужно брать ручку, потому что это можно сделать в самом телефоне. И записной книжки на бумажном носителе, нам тоже можно не покупать, поскольку специальное приложение на смартфоне, не требует наличия шариковых ручек.
Хорошо, что дети в школе пишут еще на тетрадях. Возможно скоро и здесь перестанут использовать ручки с тетрадями.
Как часто, заполняя какую-нибудь анкету, мы ловим себя на мысли, что всё хуже пишем от руки — настолько привыкли печатать, а не писать.
А не лишаемся ли мы при этом чего-то важного?
Пока что в наших школах не спешат предавать забвению письмо от руки, и ведение конспектов остаётся одной из важных составляющих учебы в университетах. Это зачастую вызывает недоумение у технически продвинутой молодёжи.
Ведь зачем что-то записывать, если все можно получить уже в готовом виде прямо от преподавателя по е-мейлу, минуя даже этап самой лекции?
Как бы того ни хотелось старшему поколению, нет никаких убедительных доказательств, что навыки письма от руки имеют какое-либо значение для развития когнитивных функций.
Есть доказательства, что это полезно для разработки мелкой моторики — но не более, чем изготовление поделок или… игра в мобильные игры.
Тем не менее никто не спорит, что написанные от руки тексты прошлых эпох выглядят гораздо красивее современных.
Стандарты чистописания для советских школьников 1960-х годов сегодня смотрятся как образцы каллиграфического искусства.
Но прежде чем оплакивать безвозвратно ушедшие образовательные нормы, задумайтесь: много ли вы знаете людей, учившихся писать в то время, которые до сих пор сохранили красивый, «школьный» почерк?
Вот такой:
На самом деле в повседневной жизни такой почерк сохраняется разве что у учителей младших классов. Да и вообще в наше время говорить о почерке «в повседневной жизни» за пределами школы и дизайнерских агентств как-то странно.
Вспомните, когда вы последний раз писали от руки что-либо длиннее списка покупок?
Оставим также в стороне вопрос грамотности. Все эти каллиграфически натренированные школьники советской эпохи (то есть люди, закончившие школу в конце 1950–1960-х) в массе своей чудовищно неграмотны, о чём свидетельствуют комментарии людей старше 65 к любому посту на фейсбуке.
А ведь начиналось все так красиво…
Так что не обольщайтесь.
Современные школьники общаются в основном письменно, так что есть надежда, что лет через 20 грамотность возрастёт.
А вот чистописание, несомненно, останется реликтом.
Но зато это так красиво! Давайте воздержимся от причитаний и просто полюбуемся прописями школьников 1960-х годов!
Кстати, ещё одна категория, которая сохраняла красивый почерк, — работники госучреждений, выписывавшие всевозможные справки: