Для многих россиян «Криминальное чтиво» стал переломным видеофильмом, который мгновенно телепортировал их в новую киноэпоху. Мало кто знает, что эта кинокартина стала таким же телепортом и для остального мира.
Pulp Fiction («Криминальное чтиво») — фильм, который бесит бесогона Никиту Михалкова. В 1994 году «Утомлённые солнцем» были главным фаворитом Каннского фестиваля. Но тут примчался Квентин со своим разухабистым арт-трешем, и Михалков остался без пальмовой ветви: «Утомлённые солнцем» заработали только утешительное гран-при на пару с китайским эпосом «Жить». Председателем жюри в тот момент был Клинт Иствуд.
Прославленная фильмом тема Чака Берри You Never Can Tell категорически не нравилась Уме Турман и актриса просила найти песне замену. Но что Тарантино ответил лаконично: «Верь мне, вещь идеальна!»
Есть мнение, что танец Мии и Винсента вдохновлен сценой из «Восьми с половиной» Феллини. Вот, можно сравнить:
[sociallocker id=237][/sociallocker]
Библейские цитаты Джулса на самом деле высосаны из пальца. Точнее из двух пальцев — один палец принадлежит Тарантино, второй — Сэмюэлю Джексону. В Библии ты их не найдешь.
Тарантино сам желал (и это в порядке творческих вещей) сыграть эпизодического персонажа в «Криминальном чтиве». Но Квентин долго не мог определиться с выбором роли — колебался между Джимми и наркодилером Лэнсом. В итоге остановился на первом, так как в эпизоде с Лэнсом ему не хотелось бросать камеру. Режиссера Роберта Родригеса нет в титрах, но циркулирует информация, что именно он ставил как раз те самые сцены про Джимми.
Джон Траволта в одной из лекций в студии актерского мастерства объяснил, как он прививал своему персонажу героиновые повадки. Ни Тарантино, ни Траволта с героином не имели дела, так что они пообщались со знакомым торчком, причем их главным вопросом было «на что похож героиновый приход?» Ветеран родил единственную аналогию: «накачайтесь текилой и ложитесь в горячий бассейн». Что и стал проделывать Траволта вместе со своей женой, которую идея уговорить батарею текиловых дринков в горячей ванне невероятно возбудила.
Красный кабриолет Винсента Веги (винтажный Chevelle Malibu 1964 года) принадлежал самому Тарантино, но был угнан еще до того, как фильм был закончен. Лишь десять лет спустя один полицейский задержал детей, который обдирали старую машину. После проверки серийных номеров выяснилось, что их перебивали, а там уже экспертиза обнаружила, что это и есть тот самый Chevelle Malibu, хотя владелец машины не ведал о ее происхождении ничего дурного.
Съемки «Криминального чтива» обошлись в 8 миллионов баксов, из которых 5 миллионов ушли чисто на актерские гонорары. Впрочем, это уже было каким-никаким прогрессом на фоне «Бешеных псов», которые стоили $1.2 миллиона.
Квентин Тарантино писал сценарий, просиживая штаны в укуренных кофе-шопах (да, это так зовется, ха-ха) Амстердама. Потому-то в фильме так много отсылок к голландской культуре. В Амстердаме он даже не столько отдыхал и творил, сколько скрывался: после успеха «Бешеных псов» Квентина завалили заманчивыми предложениями, в их числе режиссура «Скорости» и «Людей в черном», так что ему пришлось сбежать из Голливуда подальше, чтобы сочинить новый суперпроект.
15 шокирующих фактов «Криминального чтива»
Многих зрителей беспокоит и даже нервирует та резкость, с которой Винсент вонзает шприц в знаменитой сцене с передозировкой. На самом деле эпизод снят задом-наперед — Траволта выдергивал иглу из груди Мии.
На прямой вопрос зрителя «Что же было в чемодане?» (дело было в эфире шоу Говарда Штерна), Тарантино ответил исчерпывающе: «Чего вам хочется, то там и было!».
Справка для общего развития. Такая неведомая, как чемодан… трудно придумать ей название… пусть будет «хреновина», является атрибутом многих классических голливудских фильмов. Неясный предмет без объяснения и описания, но который невероятно важен для сюжета и за которым все охотятся, зовется МакГаффином, и кроме «Криминального чтива» применяется в целой обойме фильмов от Хичкока до Спилберга. В некоторых случаях МакГаффин может быть конкретным — как гипс в «Брилльянтовой руке», но это уже не так хардкорно.
Почему-то никто не вспоминает, что «Оскара» за сценарий «Криминального чтива» получил не только Тарантино, но и его соавтор Роджер Эвери. Они вместе придумывали и «Чтиво», и «Бешеных псов». Эвери снял потом еще с десяток фильмов и отписал столько же сценариев, однако трудно что-либо упомнить, кроме его сценариев для лент «Сайлент Хилл» и «Беовульф».
Тарантино логично утверждал, что в качестве звуковой дорожки выбрал классические серф-треки потому, что они звучат как рок-н-ролльный вариант саундтреков Эннио Морриконе.
Наконец, главное: слово «fuck» (англ. — «редиска») звучит в фильме 265 раз!